Защита прав        08 августа 2018        88         0

Утрата трудовой книжки работодателем

Если потерял трудовую книжку, что делать? Что делать, если работодатель потерял трудовую книжку

Утрата или порча документов всегда доставляет неприятности. Некоторые из них восстанавливаются сравнительно просто и быстро, а другие напротив. Многие из нас даже не имеют понятия что делать, если потерял трудовую книжку. Как быть в этой ситуации? Каким образом восстанавливается трудовая книжка: самостоятельно либо через работодателя?

Как уже было сказано выше, работодатель при преднамеренной утрате книжки несет административную ответственность. Размер штрафных санкций составляет от 1000 до 5000 рублей для ИП и от 30000 до 50000 для юрлиц. Также деятельность организации может быть приостановлена на срок до 3 месяцев. Административный штраф может быть наложен только при судебном разбирательстве. Работник вправе взыскать за дни просрочки выдачи трудовой книжки часть среднего заработка, о чем гласит 234 статья ТК РФ. Также может быть взыскан и моральный ущерб.

Работодатель потерял трудовую книжку работника

На основании пункта 7.2 Инструкции, если изготовителем дубликата для установления стажа работника запрашивались оригиналы документов у других работодателей, то после копирования их надлежит вернуть. Содействие работнику в получении документов для восстановления сведений о стаже является обязанностью, а не правом работодателя.

Основной негативный момент заключается в том, что для оформления дубликата работнику необходимо каким-то образом подтвердить свой стаж и периоды трудовой деятельности до момента трудоустройства к работодателю, который потерял трудовую книжку работника. Вопрос, что делать в этом случае, напрямую законодательством не урегулирован.

Если работодатель потерял трудовую книжку — что делать

Однако, несмотря на то что при утере трудкнижки в единичном экземпляре значительный объем обязанностей, связанных с оформлением дубликатов, возложен на работника, виновный работодатель не должен оставаться в стороне. В любом случае он обязан содействовать сотруднику в сборе документов для восстановления записей о стаже (подп. 7.2 п. 7 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69).

ВАЖНО! Чтобы обезопасить себя от неприятностей, связанных с возможной потерей трудовой книжки, советуем вам делать на каждом последнем месте работы ксерокопию ее страниц, заверенных работодателем. И тогда восстановить записи в трудовой можно будет без серьезных проблем.

Несет ли работодатель ответственность за утерю трудовой книжки работника

Работник имеет право получить трудовую книжку при увольнении. Если этого не случилось по вине работодателя, также есть смысл обратиться с жалобой в соответствующие органы. В таком случае можно требовать компенсацию, которая рассчитывается на основании среднего заработка и начисляется за каждый день задержки выдачи трудовой книжки.

Рекомендуем прочесть:  Какие программы для молодой семьи есть

Подтверждением трудового опыта человека является его трудовая книжка. Большинство людей относятся к этому документу очень бережно, ведь восстанавливать трудовую книжку довольно хлопотно и трудоемко. Зачастую возникают такие ситуации, что при увольнении работника его трудовую книжку найти не могут. В этом случае наступает ответственность работодателя за утерю трудовой книжки работника.

Ответственность работодателя за утерю трудовой книжки сотрудника

  • Согласно п. 1. ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение трудового законодательства» на небольшую компанию (без образования юрлица) накладывается штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, на юридическое лицо — от 30 000 до 50 000 рублей.
  • Если работодатель или его уполномоченное лицо неоднократно не соблюдают трудовое законодательство, то согласно п. 2 статьи 5.27 КоАП РФ на должностное лицо небольшой компании (без образования юрлица) накладывается штраф от 10 000 до 20 000 рублей, или положена дисквалификация уполномоченного лица на период от 1 до 3 лет. На юридическое лицо — от 50 000 до 70 000 рублей или дисквалификация уполномоченного лица на период от 1 до 3 лет.

В этом не всегда есть вина кадровика или другого работника компании. Книжка вполне способна оказаться у сотрудника дома, а у кадрового работника может не возникнуть мысли проверить личное дело работника, где находится расписка о том, что он временно забрал ее, например, для того чтобы оформить пенсию.

Что делать, если утеряна трудовая книжка — порядок восстановления документа

  • Смириться с потерей и никак на нее не реагировать, так как в настоящее время закон не принуждает работника оформлять дубликат трудовой книжки (ч. 5, ст. 65 ТК РФ). Либо обратиться к работодателю с письменным заявлением об оформлении новой трудовой книжки.
  • Обратиться ко всем предыдущим работодателям, которые ставили отметку о трудоустройстве с письменным заявлением об оформлении дубликата трудовой книжки в связи с ее утерей.

Если документы, на основании которых вносились записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, то в дубликат вносятся только имеющиеся в этих документах сведения. Далее в обычном порядке вносятся записи о работе у работодателя, который оформляет дубликат.

Рекомендуем прочесть:  Минимальные алименты рф

Утрата трудовой книжки работодателем

  • Обратиться к последнему работодателю и написать заявление о выдаче дубликата трудовой книжки.
  • На рассмотрение заявления и выдачу дубликата работодателю выделяется 15 дней. В течение этого срока наниматель обязан удовлетворить запрос бывшего сотрудника.
  • В трудовую книжку бывший работодатель не должен вносить все сведения об организациях, где ранее был трудоустроен работник. На основании предоставленных трудовых договоров, приказов и других документов, подтверждающих трудоустройство в других компаниях, указывается общий стаж без указания конкретных фирм.
  • утеря работником;
  • утрата работодателем;
  • кража (за украденные трудовые книжки несет ответственность лицо, у которого находился документ на момент совершения преступления) ;
  • потеря в результате стихийных бедствий и других непредвиденных обстоятельств (пожар, неправомерные действия третьих лиц).

Что делать, если утеряна трудовая книжка

Если работодатель потерял трудовую книжку и не смог восстановить ее до увольнения, он должен оплатить сотруднику заработок за весь период задержки. Без этого документа официально устроиться на новую работу не удастся, поэтому виновник потери обязан компенсировать человеку вынужденные прогулы в связи с невозможностью трудоустройства.

Предприятие отвечает за сохранность кадровой документации. Если работодатель потерял трудовую книжку работника, ему лучше самостоятельно восстановить ее, взяв на себя финансовые и временные затраты. Содействие сотруднику в этом вопросе является не правом работодателя, а его прямой обязанностью.

Работодатель потерял трудовую книжку работника

Если работник до поступления к данному работодателю уже работал, комиссия принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт. По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа работника. На основании акта работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки.

Сначала в графу 3 проставляют запись об общем и/или непрерывном трудовом стаже работы в качестве работника до поступления к данному работодателю, подтвержденном соответствующими документами. Общий стаж работы записывают суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения работодателя, периодов работы и должностей работника.

Работодатель потерял трудовую книжку: что делать, как поступить

Часто желаемое не соответствует с действительностью, руководители отказываются заниматься кропотливой работой по восстановлению документа. Работнику предстоит предпринять самостоятельные шаги. Начинать следует все — таки с письменного обращения к недобросовестному предпринимателю, попросить мирного урегулирования конфликта, указать на последствия, которые могут преследовать нанимателя.

Возникновение прогулов у работников по вине работодателя, его халатное отношение к хранению документов, принадлежащих сотрудникам, неисполнение указаний, поступающих от компетентных учреждений, служат причиной для наказаний, возмещению ущерба, нанесенного своему персоналу.